20 интересных фактов об искусстве: от великого Леонардо да Винчи до сюрреалиста Сальвадора Дали

1. Жизнь любого талантливого художника — это настоящий лабиринт, полный противоречий, испытаний и успехов. Один может быть успешным и известным, но при этом не осуществить все свои творческие задумки.

2. У другого наоборот, все задуманное может успешно реализовываться, но при этом он может столкнуться с финансовыми трудностями или не завоевать должного признания.

3. Кто-то из талантливых художников мог бы стать гением своей эпохи, но, к сожалению, родился не в тот момент времени, что не позволяет ему полностью раскрыть свой потенциал.

4. Или вот Илья Репин — великий русский художник, провел жизнь в постоянном творческом поиске и труде, однако его личная жизнь была далеко не безоблачной.

5. Неудачи в личной жизни, семейные проблемы, неудовлетворенность — все это тесно переплетается с творческими достижениями и профессиональным успехом художника.

6. Таким образом, жизнь художника — это постоянная борьба с противоречиями, поиск баланса между творчеством и личной счастьем, между признанием и материальным благополучием. В их трудах скрыты страсти, переживания, радости и горести, которые делают их произведения живыми и неповторимыми.

Так что жизнь художника — это не только кисть в правой руке, а мольберт в левой (кстати, Огюст Ренуар, сломав правую руку, переключился на левую, и хуже его работы не стали). А чистое творчество — удел считанных единиц.

1. Самой крупной из «серьёзных» картин, написанных маслом, является работа Тинторетто «Рай». Её размеры составляют 22,6 × 9,1 метра. Судя по композиции, мастер не очень-то верил в то, что попавших в рай ожидает вечное счастье. При общей площади полотна чуть более 200 м2 Тинторетто разместил на нём более 130 персонажей — «Рай» выглядит, как вагон метро в час пик. Сама картина находится в Венеции во Дворце дожей. В России, в Санкт-Петербурге есть вариант картины, написанный учеником Тинторетто. Время от времени появляются современные картины, длина которых исчисляется километрами, однако такие поделки сложно назвать картинами.

2. «Отцом» живописи в привычном основной массе людей виде можно считать Леонардо да Винчи. Именно он изобрёл технику «сфумато». Контуры фигур, написанные с использованием этой техники, выглядят чуть размытыми, сами фигуры естественны и не режут глаз, как на полотнах предшественников Леонардо. Кроме того, великий мастер работал с тончайшими, микронными слоями краски. Поэтому его персонажи выглядят более живыми.

Мягкие линии на картине Леонардо да Винчи

3. Это выглядит невероятным, но в течение 20 лет с 1500 года по 1520 в итальянских городах одновременно работали сразу три величайших живописца: Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело. Самым возрастным из них был Леонардо самым молодым Рафаэль. При этом Рафаэль пережил Леонардо, который был на 31 год старше его, всего менее чем на год. Рафаэль

4. Даже великим художникам не чуждо честолюбие. В 1504 году во Флоренции состоялся, как сейчас бы сказали, баттл между Микеланджело и Леонардо да Винчи. Мастера, на дух не переносившие друг друга, должны были расписать две противоположные стены флорентийского зала собраний. Да Винчи так хотел победить, что перемудрил с составом красок, и его фреска начала сохнуть и осыпаться ещё в середине работы. В то же время Микеланджело представил картон — в живописи это нечто вроде черновика или небольшого макета будущего произведения — посмотреть на который стояли очереди. Технически Леонардо проиграл — он бросил свою работу и уехал. Правда, не завершил своё творение и Микеланджело. Его срочно вызвал к себе Папа, а в то время пренебрегать таким вызовом отваживались немногие. А знаменитый картон позже уничтожил фанатик.

5. Выдающийся русский художник Карл Брюллов вырос в семье потомственных живописцев — искусством занимались не только его отец и дед, но и дяди. В добавок к наследственности отец вбил в Карла трудолюбие. Среди поощрений было питание, если Карл выполнит задание («Нарисуешь два десятка лошадок — получишь обед»). А среди наказаний — зуботычины. Однажды отец ударил мальчика так, что тот практически оглох на одно ухо. Наука пошла впрок: Брюллов вырос в прекрасного художника. Его картина «Последний день Помпеи» произвела в Италии такой фурор, что Брюллову прямо на улицах толпы людей бросали под ноги цветы, а поэт Евгений Баратынский назвал представление картины в Италии первым днём русской живописи.

К. Брюллов. «Последний день Помпеи»

6. «Я не талантлив. Я трудолюбив», — как-то ответил Илья Репин на комплимент одной из знакомых. Вряд ли художник лукавил — он трудился всю жизнь, но талант его очевиден. А трудиться он был приучен с детства — не всякий тогда мог заработать 100 рублей на раскрашивании пасхальных яиц. Добившись успеха («Бурлаки» стали международной сенсацией), Репин никогда не шёл на поводу у публики, а спокойно реализовывал свои задумки. Его критиковали то за поддержку революции, то за реакционность, а Илья Ефимович продолжал работать. Вопли рецензентов он называл дешёвым навозом, которые даже в геологическую формацию не войдёт, а будет развеян ветром.

На картинах Репина почти всегда многолюдно

7. Питер Пауль Рубенс был талантлив не только в живописи. Автор 1 500 живописных произведений был прекрасным дипломатом. Причём деятельность его была такого толка, что сейчас бы его с полным правом можно было бы назвать «дипломатом в штатском» — у его контрагентов постоянно возникали подозрения в том, на кого и в качестве кого работает Рубенс. Художник, в частности, приезжал к осаждённой Ла-Рошели для переговоров с кардиналом Ришелье (примерно в это время развивается действие романа «Три мушкетёра»). Рубенс ожидал и встречи с британским послом, но тот не приехал из-за убийства герцога Бэкингема.

Рубенс. Автопортрет

8. Своеобразным Моцартом от живописи можно назвать русского художника Ивана Айвазовского. Творчество выдающемуся маринисту давалось очень легко — за свою жизнь он написал более 6 000 полотен. Айвазовский был популярен во всех кругах русского общества, его очень ценили императоры (Иван Александрович жил при четырёх).

И. Айвазовский писал исключительно море. «Неаполитанский залив»

9. Первый же заказ, полученный Леонардо да Винчи — роспись одного из монастырей в Милане — показал, мягко говоря, неуступчивость художника. Сговорившись выполнить работу за определённую сумму в срок 8 месяцев, Леонардо решил, что цена слишком низка. Монахи увеличили сумму гонорара, но не настолько, как хотел художник. Картина «Мадонна в скалах» была написана, но да Винчи оставил её себе. Судебная тяжба продолжалась 20 лет, монастырь всё же заполучил полотно.

10. Получивший некоторую известность в Сиене и Перудже молодой Рафаэль решил поехать во Флоренцию. Там он получил два мощных творческих толчка. Сначала его поразил «Давид» Микеланджело, а немного позже он увидел, как Леонардо заканчивает Мону Лизу. Знаменитый портрет Рафаэль даже пытался скопировать по памяти, но ему так и не удалось передать обаяние улыбки Джоконды. Однако стимул к работе он получил колоссальный — уже через некоторое время Микеланджело назвал его «чудом природы».

Рафаэль пользовался успехом у женщин по всей Италии

11. Автор ряда выдающихся полотен Виктор Васнецов был от природы очень застенчив. Он вырос в бедной семье, учился в провинциальной семинарии и, приехав в Петербург, был поражён великолепием города и солидностью господ, принимавших у него вступительный экзамен в Академию художеств. Васнецов был настолько уверен, что его не примут, что даже не стал узнавать результаты экзамена. Отучившись год в бесплатной школе рисования, Васнецов поверил в свои силы и снова отправился на вступительный экзамен в Академию. Только тогда он узнал, что мог уже год учиться.

Виктор Васнецов за работой

12. Рекордсменом по количеству написанных автопортретов среди крупных художников является, пожалуй, Рембрандт. Этот великий голландец более 100 раз брался за кисть, чтобы запечатлеть самого себя. Никакого нарциссизма в таком количестве автопортретов нет. Рембрандт шёл к написанию совершенных полотен через изучение персонажей и обстановки. Себя он писал в одежде мельника и светского повесы, восточного султана и голландского бюргера. Образы он порой выбирал весьма контрастные.

[caption

Оцените статью
Факт Эксперт
Добавить комментарий