Великого русского художника Василия Ивановича Сурикова прозвали одним из самых выдающихся мастеров русской живописи. Его работы, включая «Боярыню Морозову», «Степана Разина» и «Покорение Сибири Ермаком», признаны шедеврами и знакомы каждому, кто интересуется живописью.
Тесная связь между классическим стилем и уникальностью художественного почерка Сурикова делают его творчество неповторимым. Каждое произведение этого художника можно рассматривать часами, восхищаясь оттенками и красками, которые он так виртуозно передавал в лицах и фигурах своих персонажей. Сюжеты его картин основаны на противоречиях, которые порой явны, а порой скрыты. В «Утре стрелецкой казни» противоречия между Петром I и стрельцами видны невооруженным глазом, также как и на картинах «Боярыня Морозова» и «Меньшиков в Березове». Подолгу можно смотреть на полотно «Меньшиков в Березове» и задуматься — оно изображает не только семью в бедном деревенском доме, но и семью некогда всесильного императорского фаворита.
Хотя Суриков принадлежал к передвижникам, его стиль явно отличался от картин других художников этого движения. Он всегда был индивидуалистом и стоял в стороне от споров и дискуссий. Критика, которая валится на него со всех сторон, не покалечила его энтузиазма и он оставался верен своему стилю и своим убеждениям.
Уникальность Сурикова проявляется не только в его творчестве, но и в его жизни. Он был горд своим казачьим происхождением и считал, что казаки — особый народ, храбрый, сильный и неукротимый. В его семье интересы были гораздо шире, чем просто казачьи занятия. Родители Сурикова были образованными людьми, и в их доме всегда обсуждались новинки культуры и литературы.
С самого детства Суриков проявил талант к живописи. Его первой картиной, «Плоты на Енисее», родители увидели талант мальчика и старались развивать его способности. На училище Сурикову непременно дали путевку и преподаются навыки живописи. В училище Суриков познакомился с Николаем Гребневым, который стал его учителем и наставником. Гребнев не только поощрял стремление своих учеников к реализму, но и помогал им выражать себя через искусство. Он часто водил школьников на этюды, на одном из которых у Сурикова возник идея его первой известной картины.
Возможно, самый знаменитый рисунок Сурикова, «Покорение Сибири Ермаком», был создан благодаря его путешествию по Сибири. Он преодолел более 3 тысяч километров, ехал на лошади, шел пешком и сплавлялся по рекам. В ходе путешествия он собирал наброски и делал зарисовки, чтобы передать атмосферу и дух этих мест. В поисках реальности шебуршонки с Ермаком художник отправился на Дон, где казаки охотно позировали и даже устраивали скачки и поединки. Эти сцены можно увидеть на его рисунках в Русском музее.
Василий Суриков был человеком, который глубоко понимал свою ответственность перед искусством. Он стремился к совершенству в своих творениях и не принимал компромиссов. Его работы были оценены и признаны заградительными, а цены, которые он получал за свои картины, были на тот момент самыми высокими в истории русской живописи.
Суриков не только оставил свой след в истории искусства, но и воспитал следующее поколение художников. Его дочери, Ольга и Елена, самым достойным образом продолжили его дело и стали известными художницами. Их потомки, Андрей Кончаловский и Никита Михалков, также стали известными деятелями искусства, продолжая традиции своих знаменитых предков.
Жизнь Василия Ивановича Сурикова была полна творческих и жизненных достижений. Он был не только великим художником, но и уникальным и ярким человеком. Его талант и преданность искусству навсегда останутся в памяти и сердцах любителей живописи.