Шоколад и различные продукты на его основе настолько широко распространены и разнообразны, что, не зная истории, можно подумать, что человек употребляет шоколад с незапамятных времен. На самом же деле, коричневое лакомство пришло в Европу из Америки приблизительно в одно время с картофелем, томатами, подшипниками, ножницами и карманными часами. Примерно в XVII веке любой слишком сладкий шоколадный напиток мог вызвать у человека полуобморочное состояние, и любое его тонизирующее действие считалось божественным даром.
Деревья какао быстро распространились по американским колониям в XVI веке, и уже через два столетия шоколад перестал быть экзотикой королевского ранга. Настоящая революция в производстве и употреблении шоколада произошла в XIX веке, когда стало возможным производить шоколад с сниженным содержанием какао-масла. Производителям помог сильный вкус шоколада, даже в невысокой концентрации подавляющий остальные вкусы. Интересно, какой же шоколад пили знаменитости того времени, такие как кардинал Ришелье или мадам Помпадур. Сейчас мы можем только гадать.
Сейчас шоколад является объектом активной рекламы и маркетинга. Поэтому неудивительно, что обычная информация о его полезности или содержании витаминов, магния и кальция уже не привлекает внимания. Важно привнести что-то новое и интересное, чтобы отличиться от конкурентов. Поэтому некоторые производители начали добавлять в шоколад различные ингредиенты, чтобы создать уникальные вкусы. Например, трюфели и абсент, сено и лепестки роз, васаби и одеколон, лук и пшеницу, бекон и морскую соль, перец карри — все это можно найти в шоколаде разных марок. Дизайнеры также применяют свою фантазию и создают шоколад в различных формах, от обычных плиток до конструктора LEGO или домино.
Несмотря на все эти новшества, шоколад до сих пор остается популярным продуктом. Согласно статистике, больше всего шоколада потребляют в Швейцарии, где на человека приходится около 8,8 кг в год. На втором месте идет Германия, а на третьем — Бельгия. Россия занимает 13-е место с потреблением примерно 4,8 кг шоколада на душу населения в год.
Более того, шоколад даже имеет свою историческую и религиозную значимость. В XVII веке в Мексике была ожесточенная дискуссия о том, нарушает ли употребление шоколада пост, и даже представители католической церкви обратились к папе с этим вопросом. Папа отрицательно отозвался о шоколаде, считая его гадостью, и затем были случаи преследования продавцов шоколада. Однако пока продажа и употребление шоколада не нарушает мораль и религиозные запреты.
Таким образом, шоколад остается популярным и уникальным продуктом, который привлекает внимание своим вкусом, разнообразием и креативностью. И хотя его история и производство продолжают меняться и развиваться, шоколад всегда будет иметь свое особое место в сердцах любителей этого волшебного лакомства.