Значение Сергея Сергеевича Прокофьева (1891 — 1953) в развитии музыки является огромным. Величиной своего вклада он сопоставим с такими гениальными композиторами, как Бетховен, Моцарт и Шостакович. Прокофьев значительно развил и усовершенствовал идеи П. И. Чайковского, превратив балет из простой танцевальной постановки в истинный драматический спектакль. В его инструментальной музыке гармонично сочетаются лирические мотивы и народный колорит. Аналогичные черты можно увидеть и в большей части его творчества.
1. Существует неопределенность в дате рождения Сергея Прокофьева (11 — 27 апреля 1891 года). Неясность обусловлена самим композитором, который неоднократно отмечал годовщину своего рождения 23 апреля. В метрическом свидетельстве указана дата 15 апреля, а в довоенных источниках указывается рождение композитора на 11 апреля.
2. Место рождения Прокофьева точно известно, но название села вызывает разногласия. В 2016 году название села Красное было возвращено вместо якобы исторического имени Сонцовка в рамках проводимой на Украине декоммунизации. Однако до переименования село носило русское название Солнцево, а еще ранее — Солнцевка. В революционные годы название украинизировали, но сельская местность располагается западнее Донецкой области, в сельской части Донбасса, вдали от шахт и промышленных предприятий.
3. Родина Прокофьева находится в западной части Донбасса Украины, но до вооруженного конфликта там развивался экологический туризм. Отец композитора занимался озеленением села, а в 1991 году там был открыт музей Прокофьева. Однако в музее почти нет аутентичных экспонатов.
4. Помимо музыки, Прокофьев был искусным писателем и шахматистом. Он умело сочетал слово, играющим как поэтической так и прозаической манере. В шахматах он удивил своих соперников — трем чемпионам мира, победив их и сыграв вничью. Однако музыка всегда занимала основное место в его жизни.
5. Каждое крупное произведение Прокофьева являлось событием в мировой музыкальной жизни. Его творения исполнялись во всем мире, особенно популярны они были в США, где были изданы десятки пластинок с его композициями.
6. Материальное благополучие Прокофьева обеспечивалось доходами от управления имуществом своего однокурсника. Он смог значительно увеличить доходы от имения, персонально получая часть доходов.
7. Мать Прокофьева была единственным преподавателем в местной школе, а после рождения сына удалось привлечь учительницу из Москвы. Школа находилась вдалеке от центра, и туда можно было добраться только на двуколке.
8. Сергей Прокофьев начал свое развитие с необычной скоростью. Он быстро развивался и поражал своих родителей своими способностями. Его первые слова были «Мама, смотри, петушки!» — он взглянул на кур, которые находились во дворе.
9. Мать Прокофьева, Мария Григорьевна, хорошо играла на фортепиано, не имея при этом формального музыкального образования. Сессии по музыке проходили в течение двух зимних месяцев в Петербурге, остальные 10 месяцев она выполняла задания учителя.
10. Прокофьев начал заниматься у Рейнгольда Глиэра, преподавателя, у которого он учился в консерватории. Глиэр сильно повлиял на становление Прокофьева как композитора.
11. В 1904 году Прокофьев поступил в консерваторию в Москве, где его встретил Александр Глазунов. Глазунов сразу обратил внимание на талант Прокофьева и советовал ему не тратить время на гимназию и сразу поступать в консерваторию.
12. Прокофьев окончил консерваторию дважды — как композитор и как пианист. Он был назван лучшим пианистом среди выпускников своего года обучения.
13. Первым серьезным сердечным увлечением Прокофьева был роман с Ниной Мещерской, который не получил продолжения из-за сопротивления родителей Нины. Впоследствии, композитор вернулся в СССР и дважды женился. Его личная жизнь сопровождалась проблемами, которые неизбежно повлияли на его творчество.
14. Прокофьев работал над созданием музыки для фильмов, включая фильмы Эйзенштейна. Он был необычайно творческим и оригинальным в выборе музыкального сопровождения для сцен в фильмах.
15. В 1948 году на Пленуме ЦК ВКП(б) Прокофьев был критикован и было принято постановление, запрещавшее исполнять некоторые его произведения. Это было тяжелым временем для композитора, но он продолжал работать и писать музыку.
16. Прокофьев скончался от последствий инсульта в 1953 году. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.
17. Он оставил богатое творческое наследие, включая оперы, балеты, симфонии и множество других произведений различной формы.
18. Прокофьев был удостоен Сталинской премии несколько раз и имел орден Трудового Красного Знамени.
19. Его творчество было высоко оценено как в России, так и за рубежом.