Разберемся с объемом текста: исходный текст состоит из 5 предложений. Чтобы увеличить его объем в несколько раз, мы можем продолжить идею и добавить новые предложения, сохраняя при этом смысл и ключевые слова.
Итак, русский рок существует уже долгое время. Ведь первые проявления этого жанра появились в 1960-х годах. Однако стоит отметить, что в те годы музыканты скорее пытались повторить западные хиты, созданные пятью годами ранее, не представляя собой полноценного самостоятельного творчества. Однако независимые и самодеятельные музыканты начали исполнять более авторские, аутентичные вещи в начале 1970-х годов. В это время особенно популярной стала группа «Машина времени», которая в середине десятилетия пользовалась огромной популярностью. Благодаря ей, рок-движение испытало свой пик в начале 1980-х годов. Однако с развалом Советского Союза произошли перемены и рок-музыка быстро превратилась в один из жанров поп-музыки, сохранив все ее характерные особенности и налет энергичности, но при этом получив и некоторые недостатки.
Стоит особо отметить, что самый большой успех рок-движение в СССР испытало в период наибольших идеологических гонений. В то время в крупных городах было сотни групп, а разного рода рок-клубы собирали сотни человек. Однако по прошествии гонений оказалось, что исполнителей, готовых работать профессионально, осталось совсем немного. Русский рок сравним с футболом: в высшую лигу не попадает более чем 20 команд.
В мире музыки каждый год появляются новые жанры, но в России по-прежнему популярны группы, которые были преследуемы за проведение нелегальных концертов. Даже на техников и звукорежиссеров были наложены санкции за продажу усилителей или динамиков. Есть сомнения, что в наше время группы типа «Алиса», «ДДТ», «Аквариум», «Чайф» или «Наутилус Помпилиус» смогут собрать более 60 000 зрителей на стадионе, как это сделал Шнур. Однако, эти группы и многие другие, не выступают перед пустыми залами. История русского рока продолжается, и из нее уже сегодня можно выделить некоторые интересные, забавные или малоизвестные факты.
1. В 1976 году группа «Машина времени» заняла первое место на фестивале «Таллинские песни молодежи-76». Они представляли Министерство мясомолочной промышленности Российской Федерации, так как репетировали в ДК этого ведомства и просто так поехать на фестиваль было невозможно. Тот фестиваль был примечателен также тем, что впервые в официальном мероприятии участвовал «Аквариум».
2. Вячеслав Бутусов впервые столкнулся с рок-музыкой в 1981 году, когда в качестве корреспондента институтской газеты «Архитектор» освещал первый Свердловский рок-фестиваль, проходивший в Архитектурном институте. Ему пришлось брать интервью у участников группы «Урфин Джюс». Бутусов, страдающий от робости, был вынужден взять с собой кого-то из коллег, чтобы вести интервью с Александром Пантыкиным.
3. Первой советской группой, которая выступала под фонограмму, была группа «Кино». Это случилось в 1982 году, когда в коллективе не было барабанщика, и им пришлось использовать электронную драм-машину для записи в студии. Однако для концертов машину приходилось перестраивать после каждой песни. В итоге Борис Гребенщиков предложил выступать на первом концерте под записанный на магнитофон ритм драм-машины. Звук этой машины можно услышать в альбоме «45».
4. Альбом «Невидимка» группы «Наутилус Помпилиус», включавший культовую песню «Я хочу быть с тобой», был записан и сведен в квартире Дмитрия Умецкого в 1985 году. Премьера этой песни состоялась на дискотеке в общежитии Архитектурного института и вначале провалилась. Однако песни вызвали огромный интерес у рок-музыкантов. Пантикин, который ранее заявил Бутусову и Умецкому, что у них нет будущего в рок-музыке, после прослушивания «Невидимки» вышел из комнаты. С тех пор «Урфин Джюс» и их лидер больше ничего значимого не сделали.
5. До создания группы «Чайф» в Свердловске о московском и ленинградском роке многие не знали ничего, кроме группы «Машина времени», «Аквариума», Майка (из «Зоопарка») и Цоя. После того, как будущий гитарист «Чайфа» Владимир Бегунов узнал, что Майк и Цой приезжают в Свердловск на концерты, он решил приобрести их доверие, купив им несколько бутылок водки. С тех пор они стали друзьями, и Бегунов начал играть с ними на одной сцене.
6. Огромный вклад в развитие рок-музыки в СССР внес Артем Троицкий. Как сын видного дипломата и с друзьями из советской элиты, он устраивал неофициальные прослушивания и квартирные концерты для представителей советской культурной интеллигенции. Хоть партийная верхушка никак не могла повлиять на музыкантов, рок перестал быть просто вещью в себе. Кроме того, благодаря помощи студий звукозаписи и инструментов, предоставленных музыкантам, большинство рок-групп смогли продолжать свою деятельность.
7. Когда в 1979 году группа «Машина времени» распалась практически на пике успеха, лидером коллектива мог стать Владимир Кузьмин. По крайней мере, такое предложение сделал Андрей Макаревич. Однако Кузьмин тогда играл в другой группе и уже задумывался о создании своего коллектива «Динамика». Позже Макаревич отрицал факт предложения.
8. В советский период у многих рок-групп были огромные проблемы с аппаратурой. Инструменты, усилители и динамики были недоступны, а простенький микшерский пульт казался настоящим чудом. Именно поэтому многие музыканты были готовы выступать бесплатно, если организаторы предоставляли свою аппаратуру. В то же время, организаторы часто попросту устраивали заплатку на рок-концертах, так как музыканты, находясь в состоянии творческого экстаза, могли случайно повредить дорогостоящую технику.
9. Во время литовки, специальной процедуры утверждения текстов песен в Советском Союзе, члены комиссии могли требовать изменить какую-то рифму или искать негативные аспекты в тексте. Однако несмотря на это, многие рок-группы смогли пройти эту процедуру и исполнять свои песни на публике, хоть и без официального статуса.
10. Как оказалось, гонения на рок-музыкантов не столько были идеологическими, сколько связаны с конкуренцией среди композиторов. Возникающие новые авторы могли поставить под угрозу доходы старых авторов, получающих авторские отчисления. Это подтверждается популярностью рок-музыкантов в кино. Многие рокеры снимались в кино еще в 1970-х годах, а их музыка использовалась в фильмах в качестве музыкального сопровождения.
У КиШа много видео с их первых репетиций. Смотреть их и понимать, что выросли они из ничего — бесценно.