15 интересных фактов о мире, обрамляющем персонажей русской классической литературы

В конце XVIII — первой половине XIX веков русская литература пережила значительный прорыв в своем развитии. За небольшой промежуток времени она стала одним из передовых литературных направлений в мире, имена русских писателей стали широко известными во всем мире. Александр Пушкин, Лев Толстой, Федор Достоевский, Николай Гоголь и Александр Грибоедов — это всего лишь несколько самых известных имен.

Литература всегда существует вне времени, но в то же время она привязана к своему времени. Чтобы полностью понять произведение, необходимо понимать не только его контекст, но также контекст его создания. Если не знать, что Пугачевское восстание было одной из самых серьезных угроз для Российской империи за всю ее историю, произведение Александра Пушкина «Капитанская дочка» может показаться скучной психологической драмой. Однако, в контексте сознания, что государство может колебаться, но дух людей остается несокрушимым, приключения Петра Гринева выглядят совсем по-другому.

С течением времени многие аспекты жизни меняются или исчезают. Писатели также не склонны объяснять детали, которые были известны каждому во время написания книги. Некоторые из этих аспектов двухсотлетней давности могут быть поняты с помощью простых исследований. Например, что «души» — это крестьяне, привязанные к земле, или кто из них старше, князь или граф, можно узнать за несколько кликов. Однако, есть и вещи, требующие более глубокого исследования для объяснения.

1. Интересный факт, что этикет русского светского общества и русская классическая литература стали особенно популярными примерно в одно и то же время, в конце XVIII — первой половине XIX веков. Конечно, и этикет и литература существовали и до этого времени, но именно в этом периоде они получили широкое признание. Грубое поведение некоторых литературных персонажей, таких как Тарас Скотинин или Михаил Семенович Собакевич, может быть объяснено их незнанием правил этикета.

2. В начале комедии Дениса Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова ругает своего крепостного слугу за плохо сшитый кафтан. По всей видимости, кафтан был действительно плохо сшитым — это признает сам мастер, который предлагает хозяйке обратиться к портному, который умеет шить. Однако она отвечает, что все портные учились у кого-то, так что это не важно. Рассуждения крепостного она считает «деревенскими». Эта сцена не является преувеличением автора. Многие из этих французских гувернанток, парикмахеров и портных могли позволить себе только небольшая часть дворянства. Большинство небогатых дворян обходились простой одеждой. При этом требования к домашним ремесленникам были очень высокими. Если они не соответствовали, их можна было лишить работы.

3. Множество эпизодов вынужденных браков, описанных в русской литературе, на самом деле, скрывают истинную реальность. Девушек выдавали замуж без их согласия, без знакомства с женихом, массово. Даже Петр I трижды издавал указы о запрете на браки молодых людей без их согласия. Однако, его усилия были тщетны. Даже в церквях вопросы о том, хотят ли молодые люди вступить в брак и является ли их решение добровольным, вызывали смех в церковной публике. Сам Николай I, в ответ на письмо своей дочери Ольги, просящей благословения на брак, написал, что только она имеет право решать свою судьбу. Такое отношение было практически ересью. Родители относились к дочерям как к своей собственности или капиталу — брак считался спасением для стареющих родителей, которые оставались без средств к существованию. А выражение «охранять молодость» вовсе не означало чрезмерную заботу о любимой дочери. Мать девушки, выданной замуж в 15 лет, жила с молодыми влюбленными и не позволяла мужу осуществлять свои права. Известный петербургский повеса князь Александр Куракин приобрел свою репутацию к 26 годам. Решив устроиться на обустройство, он предложил себя в качестве жениха дочери княгини Дашковой, которая была подругой императрицы Екатерины, которая занималась просвещением, основала Академию наук, писала пьесы и редактировала журналы. Он прожил с ней три года, не получив ни денег, ни жены, и только потом сбежал.

4. Сюжет повести Николая Карамзина «Бедная Лиза» довольно обычен. Всемирная литература изобилует романтическими историями о влюбленных девушках, не смогших найти счастье в любви к представителю другого сословия. Карамзин был первым русским автором, который описал эти стандартные мотивы с позиций романтизма. Лиза, страдающая от несчастья в любви, вызывает бурю сочувствия у читателя. Писатель аккуратно описал пруд, в котором Лиза утонула. Водоем стал местом для прогулок чувствительных девушек. Однако, по описаниям современников, это была преувеличена. Было известно о нравах принцев и графов через те же похождения А. С. Пушкина или его современников-декабристов. Низшие слои общества не отставали. В окрестностях крупных городов и в больших поместьях аренда чужих земель редко превышала 10 — 15 рублей в год, поэтому даже пара рублей, полученных от желающего близости господина, была большой помощью. В прудах же жила только рыба.

5. В стихотворной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» существуют две независимые сюжетные линии: «любовная» (треугольник Чацкий — Софья — Молчалин) и «общественно-политическая» (отношения Чацкого с московским светом). Согласно В. Г. Белинску, главное внимание сразу же обращается на вторую линию, хотя треугольник Чацкий — Софья — Молчалин более интересен. В годы, когда комедия была написана, получить замуж выше собственного сословия была проблемой. Императрица Катерина II, например, давала дотации в размере сотен тысяч рублей или даже тысячу рублей. Но в то же время даже небольшое дисциплинарное нарушение, например, неподстегнутый воротничок, могло привести к немедленному увольнению из полка. Зато можно было навестить девушку и ее родителей без присутствия посредников, и это не разрешалось всем другим. Уланы и гусары платили шампанским из огромных бутылок прямо из горла и весело проводили время с девушками на сеновалах — жили один раз. В легкой кавалерии, где каждый бой означал смерть для десятков человек, было совсем другое отношение к жизни. Но они все-таки имели собственные правила поведения и понятия о чести. Во многих случаях, быть солдатом высокого чина означало превысить их. Несколько раз показан пример графа Б. из «Недоросля» Дениса Фонвизина, подчеркивающий его необычность среди других персонажей.

Оцените статью
Факт Эксперт
Добавить комментарий