Курбан-байрам, также известный как Ид аль-Адха, является важным исламским праздником, который отмечается в разные периоды каждый год в зависимости от другого мусульманского праздника – Ураза-Байрама. Этот праздник отмечается в память успешно пройденного испытания пророком Ибрагимом. Во сне ангел Джабраил явился Ибрагиму, чтобы передать ему важное известие от Аллаха – принести в жертву своего сына. Ибрагим был потрясен этой вестью, но несмотря на терзания души, он отправился в долину Мина, рядом с Меккой, чтобы выполнить это предписание. Его сын, хоть и плача и молясь, подчинился воле своего отца и Аллаха. Однако, в последний момент, Аллах выбрал другую жертву – барана.
1. В странах, где ислам является государственной религией, Курбан-байрам становится праздником продолжительностью от 4-5 дней до 10 дней в Турции и Катаре, и до двух недель в Саудовской Аравии. В других странах этот праздник обычно отмечается в течение трех дней, хотя могут быть и отклонения.
2. Курбан-байрам является праздником, отмечающим окончание Хаджа – паломничества мусульман в святую Мекку. В этот день верующие приносят в жертву животных, известных как курбан.
3. Мусульмане готовятся к празднованию Курбан-байрама за десять дней, в течение которых они соблюдают пост.
4. Арабское название праздника – Ид аль-Адха – переводится как «праздник жертвы».
5. Один из обязательных ритуалов праздника – заклание жертвенного животного (барана, козы, верблюда, коровы или буйвола) после праздничной молитвы. Мясо жертвенного животного распределяется между бедными, больными, пожилыми, родственниками и друзьями.
6. При выборе жертвенного животного важно, чтобы оно не имело видимых дефектов, таких как хромота, слепота или исхудание. Баран должен быть не моложе 6 месяцев, коза – не моложе 2 лет, а крупный рогатый скот – также не моложе 2 лет.
7. Согласно предписаниям Шариата, мясо жертвенного животного делится на три части: одну часть отдают бедным, вторую – используют для приготовления праздничного угощения для родных, соседей и друзей, а третью – мусульманин оставляет для себя. Таким образом, жертва не только является способом духовного очищения для жертвующего, но и обеспечивает пропитание нуждающейся части мусульманского сообщества.
8. Независимо от географического положения и национальных особенностей кулинарии, все мусульмане в эти дни пробуют различные блюда из мяса и наслаждаются обилием сладостей на своих столах.
9. Считается, что овца или коза может быть принесена в жертву отдельным человеком, в то время как корову, быка или верблюда могут принести в жертву семь человек.
10. В первый день Курбан-байрама на столе хозяинов появляются блюда из печени и сердца. Во второй день готовятся супы из бараньих голов и ног. На третий день подаются жареные бараньи ребрышки с рисом или овощами. В остальные дни праздника готовятся такие блюда, как шашлык, лагман, плов и бешбармак.
11. Важной частью празднования является такбир – превозношение Аллаха, которое произносится верующими во время утренней прогулки к мечети.
12. В праздничный день следует совершить полное омовение и надеть чистую и праздничную одежду.
13. Мусульмане поздравляют друг друга с праздником, говоря: «Такаббаль Аллаху Минна ва минкум» (да примет Аллах от вас и от нас).
14. В период Курбан-байрама мусульмане стараются делать добрые дела, подавать милостыню, помогать пожилым людям и выражать комплименты. Отрицательные эмоции и конфликты строго запрещены в эти дни, чтобы не оскорбить Всевышнего.
15. За 20 дней до праздника мусульмане прекращают бритье, стрижку волос, устраивание пышных застолий и ношение новой одежды.
16. Для правоверных мусульман очень благоприятно совершить паломничество в Мекку в течение 45 дней до начала Курбан-байрама, что является священным обязательством в их жизни.
17. В 2006 году в Москве был введен запрет на публичные жертвоприношения. Каждой мечети разрешалось забивать только одно животное.
18. В Крымском ханстве и Османской империи праздник начинался с выстрела из пушки в день стояния на горе Арафат, а заканчивался пушечным выстрелом в последний день праздника после намаза аср.
19. Некогда в крымских татар был интересный обычай, описанный Густавом Радде: «В каждой деревне самый богатый житель начинал круговое посещение своих соседей в день праздника, ел у них и отправлялся дальше к следующему, пока все село не собралось у последнего, который угощал всю деревню, так как он был самым состоятельным».
20. Пророк Мухаммед назвал праздник жертвоприношения величайшим праздником для всех мусульман.