Ореховый Спас, известный также как Третий Спас, является древним православным праздником, который празднуется 29 августа каждого года. Этот праздник связан с переносом Нерукотворного образа Иисуса Христа из города Эдессы в Константинополь. Из-за этого события, праздник получил несколько других названий — Полотняный Спас, Спас на холсте и Нерукотворный Спас.
Существует предание, которое гласит о том, что Иисус умыл свое лицо и вытер его полотенцем, на котором отразилось его лицо. Это полотенце с нерукотворным изображением стало известным как Спаситель-Исцеляющая Ткань и исцелило властителя Эдессы от его смертельной болезни. Этот чудесный момент стал отправной точкой для написания икон Спаса Нерукотворного.
Одна из особенностей Орехового Спаса связана с созреванием орехов. В это время летнего сбора, которое может продолжаться несколько дней, орехи собирают и освящают в церкви. По преданию, в начале ритуала сбора орехов, старшая женщина выполняет пробный сбор. Количество орехов, которое она собирает за день, становится стартовым результатом для всех остальных, и каждый должен собирать не меньше.
Интересно отметить, что народное наблюдение гласит, что в один и тот же год не может быть хорошего урожая и орехов, и хлеба. Поэтому урожай орехов на Ореховый Спас предвещал хороший урожай хлеба на следующий год.
Ореховый Спас также является временем ярмарок и покупок. Вернуться с ярмарки без покупки считалось неприемлемым. Верили, что сделать хотя бы одну покупку на Ореховый Спас принесет деньги в будущем году. Особенно ценными считались предметы из натурального холста, привезенные с ярмарки.
На этот день также проводятся освящения источников здоровья и силы, таких как колодцы, дающие воду. Традиционно, люди также посещают бани и парятся с использованием ореховых веников. Это считается способом укрепить тело и защитить его от недоброго глаза.
С другой стороны, Ореховый Спас связан с заготовкой банных веников из орешников. Верили, что пользование такими вениками помогает излечиться от самых тяжелых заболеваний. При этом веники необходимо сушить вдали от веников из других деревьев.
Во многих регионах Ореховый Спас также отмечается обрядами, связанными с последним хлебным снопом. Поэтому на столе главным блюдом становится хлеб, испеченный из муки нового урожая. Отсюда еще одно название этого праздника — Хлебный Спас.
Третий Спас также связан с посевом озимой ржи. Ритуал начинается с домашней молитвы, а затем хозяйки провожают мужчин на поле с хлебом и солью. После посева озимого хлеба, домой возвращаются, чтобы насладиться пирогом с кашей.
Наконец, Третий Спас сопровождается таинствами освящения в храмах. Христиане кладут в свои корзины разные виды орехов, но также допускается добавление яблок, меда и овощей.
Особенностью этого дня является также отлет ласточек и аистов, что является признаком приближения осени. Если журавли улетели на Ореховый Спас — это предвещает наступление холодов на Покров.
Известно также поверье о том, что на Ореховый Спас следует остерегаться ведьм, которые готовят свои волшебные палочки из орешников, так как это дерево считается местом, наполненным особыми силами.