Дмитриевская суббота – праздник в православной традиции, посвященный поминовению умерших, особенно в Русской, Сербской и Болгарской православных церквах. Этот день относят к немного другому типу поминовения, не совпадающему с заупокойными днями. Суббота перед памятным днем великомученика Димитрия Солунского, который приходится на 26 октября (8 ноября), получила название «Дмитриевская» в честь этого святого. Участие в поминовении умерших в Дмитриевскую субботу имеет глубокие корни и среди населения Беларуси и Украины, и он связывается с древним языческим происхождением, а не с Димитрием Донским или Куликовским сражением.
В Сербской православной церкви Дмитриевская суббота, которая также называется Митровская задушница или затворная задушница, является одной из четырех главных поминальных суббот в году. Отмечается, что в сербской народной традиции поминки перед Дмитриевым днем проводились в пятницу, а не в субботу.
В Болгарии осенний поминальный день отмечается в субботу перед Дмитриевым днем, реже после него или в субботу перед Михайловым днем, 8 ноября. В различных регионах Болгарской православной церкви осеннее поминовение умерших может быть считаем главным поминальным днем года, но в Дмитриевскую субботу служба проводится только в некоторых храмах. Михайловская суббота считается поминальным днем для всей Болгарской церкви.
В этот день в церковь принято нести три хлеба и еду, которая предназначена вкусу покойников. Первая хлебина предназначается для давно умерших предков, вторая – для дедов и бабок из ближайшего рода, а третья – для тех, кто умер насильственной смертью на войне, в воде или огне.
В Дмитриевскую поминальную субботу особенно важным моментом является служба и трапеза. Воспоминания о умерших начинаются уже с пятницы, и для этого обязательно приобретается новая белая скатерть, которая накрывает поминальный стол. Хозяйки готовят традиционные поминальные блюда, такие как кутья, компот, блины, пироги, а также любимые блюда усопших родственников.
Во время поминальной трапезы каждый член семьи кладет по одной ложке от каждого блюда в отдельную тарелку, а затем оставляет все это на ночь для умерших. Это делается для того, чтобы души могли прийти домой и насытиться едой вместе со всей семьей. Рядом с тарелками ставится миска с водой и полотенце, чтобы души могли умыться после трапезы.
Также в этот день обычно помогают бедным и голодным – дают им много подаяния, кормят пирогами и просят молиться за души усопших. Верующие люди верят, что большое количество нищих старцев, которые приходят в это время, является хорошим знаком.
Очень верующие христиане приходят на вечернее богослужение в пятницу. В это время проводят большую панихиду или парастас, чтобы поминать своих умерших родственников. Для этого заранее готовят записки с их именами. В качестве пожертвования приносят в храм песню – хлеб, сладости, фрукты и овощи. Однако не стоит приносить мясные изделия или алкоголь (кроме кагора).
В народе считается, что святой Дмитрий приводит зиму и «замыкает землю» ключом, то есть дает хозяйничать зиме и завершает земледельческий год. У него есть ключи, пока святой Юрий (6 мая) не приедет за ними и не откроет землю.
Некоторые исследователи связывают «привязку» осеннего дня поминовения предков к фигуре святого Димитрия Солунского с римской традицией. Ведь святые Кирилл и Мефодий имели связь с папами Андрианом II и Иоанном VIII.
По мнению святителя Димитрия (Туптало), Дмитриевская поминальная суббота заменила языческие осенние тризны.