Международный день грамотности – один из важных международных праздников, который отмечается каждый год 8 сентября в рамках Организации Объединенных Наций согласно решению 14-й сессии ЮНЕСКО 1.141. Этот день является символом значимости образования и является поводом для отражения о прогрессе и текущих вызовах в области грамотности во всем мире.
По мировым статистикам, количество грамотных людей значительно возросло и в настоящее время составляет более четырех миллиардов. Это несомненно великий прогресс, но все еще существует необходимость в устранении неграмотности среди всех членов общества, включая детей, молодежь и взрослых.
Необходимо отметить, что борьба с неграмотностью является огромной задачей, которая требует совместных усилий со стороны многих стран. Несмотря на отдельные успехи, количество неграмотных взрослых все еще составляет более 860 миллионов, а более 100 миллионов детей по-прежнему не получают образования.
Даже те, кто оказался в системе образования, не всегда достигают достаточного уровня образования, чтобы считаться грамотными в обстановке современного, все более сложного мира. Это вызывает необходимость постоянного внимания к образовательной системе и дальнейшему развитию методов преподавания.
Важно отметить, что существуют страны с высоким уровнем образования, такие как Япония, США, Великобритания, Канада, Китай, Россия и другие. Однако множество стран, особенно в Африканском континенте, такие как Камерун, Кения, Замбия, Нигер, Ангола, а также в азиатских и южноамериканских странах, например Йемен, Индонезия, Непал, Афганистан, Гватемала, Чили, Перу, Эквадор, Суринам, продолжают сталкиваться с проблемами неграмотности.
Всемирная организация ЮНЕСКО активно мониторит уровень грамотности в различных странах мира. Исследования показывают, что у молодого населения процент грамотности выше, чем у пожилых людей, и составляет 85% и 64% соответственно. Статистика также показывает, что процент грамотности среди мужчин выше, чем у женщин, составляя 85% и 55% соответственно.
Экономически развитые страны имеют гораздо более высокий процент грамотного населения по сравнению с развивающимися странами. В основных развитых странах этот показатель составляет 92%, в то время как в бедных странах количество грамотных составляет всего 46%.
Одним из любопытных фактов является то, что термин «грамотность» стал широко используемым в словарном обиходе только с 1886 года, в то время как термин «неграмотность» был применен еще в 1660 году, на 226 лет раньше.
На протяжении истории, религия играла важную роль в распространении грамотности. Например, в исламских странах было обязательно для каждого верующего самостоятельно читать Коран. То же самое можно сказать о иудаизме, где чтение священных текстов имело важное значение. Поэтому в древности грамотных евреев было гораздо больше, чем грамотных христиан.
Важной точкой в истории грамотности является крещение Руси, которое способствовало развитию грамотности на основе глаголического и кириллического алфавитов.
Со времен домонгольского периода до наших дней дошло более 100 значимых книг. Самые известные из них — «Остромирово Евангелие» и «Повесть временных лет».
За последние 200 лет уровень грамотности в мировом населении значительно вырос. В начале XIX века этот показатель составлял всего 12%, в то время как на данный момент грамотные люди представлены уже 86% населения. Однако в бедных странах проблема неграмотности остается актуальной.
Согласно рейтингу грамотности ООН, всего 4 страны — Андорра, Гренландия, Северная Корея и Узбекистан — имеют 100% уровень грамотности среди населения.